?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  
   Ранним киевским утром я пил кофе и дожидался поездки в Зону отчуждения и зону безусловного (обязательного) отселения, а по-простому в зону отчуждения. Поездка начинается на площади у железнодорожного вокзала и несмотря на то что я завтракал в привокзальном макдональдсе и вроде никуда не опаздывал, все дожидались именно меня. Так уж получилось, что где конкретно будет ожидать автобус я не знал, и то что начало поездки было перенесено на полчаса раньше я не знал также. И вот, когда я обходил во второй раз по кругу привокзальную площадь и пытался дозвониться до организаторов, прикидывая если взять такси, то как сказать куда ехать,  меня буквально хватают за руку и сажают в автобус. Уточню, в нужный автобус да еще и у окна. Как меня смогли опознать - загадка.

01.
Итак, едем. Дорога занимает около 1,5 часов. Нам включили фильм и кто-то его смотрел, кто дремал, а я смотрел на утренний Киев и слушал кино про Чернобыль. От стеллы "Чернобыльский район" до КПП пять минут езды.

02.
КПП Дитятки - граница 30 километровой зоны. Все выходим из автобуса, проходим паспортный контроль и получаем однодневные пропуска. Милиционеры тем временем проверяют салон и багажник автобуса. Проезжаем КПП и уже в пути расписываемся, что с правилами поведения в зоне отчуждения ознакомлены. Правила простые: никаких предметов из зоны не выносить и следовать указаниям сопровождающих. И еще в десятикилометровой зоне запрещено есть, пить, курить вне автобуса. Насчет запрета курить нарушали все, включая и водителя.

03.
Первая остановка - село Залесье. То что раньше было ухоженными садами теперь просто лес, за которым с трудом угадываются дома. Первое впечатление - просто запущенная деревня, таких везде полно. Настроение меняется, когда гид рассказывает, что до прошлого года тут проживало двое самоселов, а в этом году их больше нет.

04.
Въезжаем в Чернобыль. На каком-то административном здании установлено световое табло, показывающее уровень радиации в различных точках зоны. 48 микрорентген в час это с датчика на обводном канале. В самом Чернобыле 23-25 Мкр/час, что вполне укладывается в норму радиоактивной безопасности - 30 Мкр/час. А вот в Припяти уже 70, что превышает норму более чем в двое. Для сравнения в Самаре - 14-15 Мкр/час (данные можно посмотреть на сайте Росгидромета, по Чернобылю на сайте Администрации зоны отчуждения), а вот в самолете на высоте десяти километров 200-400 Мкр/час. Правда в самолете, в отличие от Припяти, меньше радиоактивной пыли и нет вероятности наступить во что-нибудь фонящее.

05.
Чернобыль сразу разбивает, если не мифы, то некоторые стереотипы. Про радиацию я уже написал - здесь все в пределах нормы. Теперь про город. Население до аварии составляло всего-то 12 тысяч человек. Больших домов, заводов или просто сооружений, т.е. того что ассоциируется с городом, тут нет. В основном одно-двухэтажный частный сектор с домами, построенными в начале 20 века.

06.
Вот типичная улица.

07.
Улица Советская - одна из центральных улиц.

08.
На бывшем стадионе расположен музей техники ликвидаторов. Вся техника была действующей и в музей привезена из Рассохи, поэтому предупреждающие знаки не для антуража. Руками трогать можно, но лучше не садиться на броню и тем более гусеницы. Танк-с-Трубой это бронированный тягач БТС-4, а труба с лесенкой, которая называется ОПВТ - оборудование подводного вождения танков, позволяет машине работать под водой на глубине до 5 метров.

09.
Центральная часть города застроена пятиэтажками. Дорога в сторону Припяти и ЧАЭС. Кстати, ям нет, а разметка есть. 10.
Еще один стереотип, что Чернобыль мертвый город и здесь никто не живет. Именно проживать, здесь никто не живет. Но в городе расположены многочисленные учреждения и работники приезжают в Чернобыль вахтовым методом, а на выходные разъезжаются по своим домам. Но даже в выходной по улицам ездят машины, и далеко не раз в час. Конечно, толп тут нет, но и никак не безлюдно. Наш гид постоянно сгонял нас с дороги и просил смотреть по сторонам - недавно сбили пешехода.
11.
Если заблудиться, то можно и дорогу спросить и автобуса дождаться.

12.
Обращает на себя количество труб, проложенных по газонам и над дорогами - во всей зоне запрещены земляные работы и коммуникации проложены на поверхности.

13.
Заезжаем в офис "Чернобыльинформ"  на небольшую лекцию. Хотя тут и мини-музей и лекция, основная цель - посещение туалета, дальше в зоне удобств не будет. По завершении лекции каждому дарят толстенную книгу-фотоальбом "Ймення зорі Чорнобиль".

14.
Естественно, чернобыльский магазин мы не пропустили. Гид попросил нас внутри не фотографировать, чтобы не нервировать продавцов. Точнее, продавщицу - магазин является большим киоском с двумя витринами, но в котором есть все: от галстуков и тазиков до набора фляжек с изображением Тимошенко. Ну и естественно полный набор выпивки-закуски. И небольшой выбор магнитиков с видами ЧАЭС и надписью 2011 г - с июня прошлого года это вторая организованная поездка, новых сувениров больше не делали. Водка тут самая обычная - Хортица, как сувенир из Чернобыля мне показалась не интересной.

15.
Следующая обязательная остановка - памятник пожарным, установленный рядом с пожарной частью.

16.
КПП Лелев - граница 10 километровой зоны. (Хотел уточнить Лелев или Лелёв - яндекс выдал: быть может, вы искали: «телевизор»). Проверок уже никаких, но записали сколько народу едет.

17.
Вдоль дороги на ЧАЭС встречаются дома, все с предупреждающими знаками. А встречаются и участки без леса с холмиками и траншеями - некоторые села были полностью закопаны под слой земли.

18.
Обводной канал пруда-охладителя. Летом здесь кормят огромных чернобыльских сомов-мутантов. Ну или так потом рассказывают об этом. Сейчас на канале лед и рыбок подкормить не получается.

19.
Строительство 5 и 6 блоков АЭС. Краны не двигались с 1986 года.

20.
Панорамный вид на ЧАЭС.

21.
По этой дороге вдоль канала мы приехали из Чернобыля.

22.
Рейсовый автобус. Мы с интересом разглядываем пассажиров, а они - нас

23.
Строительная площадка нового саркофага. Существующий саркофаг (объект "Укрытие") еще обеспечивает изоляцию и защиту от излучения, но не позволяет проводить работы по извлечению из саркофага ядерного топлива. Новое защитное сооружение должно, помимо защиты окружающей среды, как позволить начать работы по переработке радиактивных материалов, содержащихся внутри объекта "Укрытие", так и провести ремонт аварийных частей самого укрытия. Новый саркофаг называется Новый Безопасный Конфайнмент (New safe confinement) и по проекту представляет собой огромную арку, которая будет установлена поверх старого саркофага. Высота составит 92 м, а длина пролета арки - 257 м. Пока на строительной площадки кроме кучи песка и белоснежных кранов ничего не видно.

24.
Поездка по зоне довольно однообразна и ничем от обычной загородной поездки не отличается - за окном поля, леса и просеки ЛЭПов. Лишь иногда показывается ЧАЭС и не дает забыть где находишься.

25.
Типичные пейзаж для S.T.A.L.K.E.R. - железнодорожная насыпь, брошенные постройки и тоннель.

26.
Очередное заброшенное строение.

27.
Стелла-указатель. Дорога на фотографии - это не в Припять, а на ЧАЭС. Просто чуть левее стеллы торчит облезлый рекламный щит (по-моему единственный на всю зону) и портит вид.

28.
Стелла "Припять-1970" за спиной. Справа от дороги перечеркнутый знак, а слева - Рыжий лес. Рыжих сосен уже давно нет - их захоронили еще в первые годы. Сейчас и сосен не много - лес смешанный, а елки оптимистично зеленые. Этот участок дороги ничем не отличается от любого другого, но только здесь из автобуса никому не разрешили выходить, а сам автобус останавливался посередине отмытой дороги. Остановились, гид высунул счетчик, 30 секунд и быстро уезжаем.

29.
Немного сосен и много тополей. До станции 1,5 км.

30.
Смотровая площадка у ЧАЭС, до четвертого энергоблока по прямой метров 100-200. Наша группа сохраняет прежнюю адекватность - никто не переодевается в белые костюмы химзащиты и респираторы или камуфляж и противогаз. ЧАЭС - что естественно, режимный объект, фото-видиосъемка здесь допускается только с этого ракурса. Забор, входную группу, средства сигнализации и предупреждения проникновения снимать нельзя. Только памятник и трубу.

31.
Поэтому следующую фотографию все делают примерно вот такую.

32. 33. 34. 35.
По сторонам снимать запрещено, да и нечего - только краны нового саркофага против солнца. Ну и вот - ворота с колючей проволокой.

36.
Возвращаемся на знакомый перекресток. Вдалеке виднеется знаменитый "мост смерти", а сразу за ним уже Припять.

Продолжение:
Зона отчуждения - часть 2 (Припять: Лазурный, школа 3, кафе Припять, МСЧ, КБО)
Зона отчуждения - часть 3 (Припять: отель Полесье, ДК Энергетик, парк аттракционов, Белый дом)

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
lucky_63
Mar. 29th, 2012 08:40 pm (UTC)
+++++ класс!
zi_4
Mar. 29th, 2012 10:28 pm (UTC)
Красава Пёс!
fraeulein_daria
Apr. 1st, 2012 08:43 am (UTC)
Ну вообще-то, остановки (памятник пожарным и т.д.) - совсем необязательны, в разных поездках бывает по-разному. :)
А строительство 3 очереди ЧАЭС прекращено в 1987 году, если мне память не изменяет.

Что же касается адекватности и респираторов - это однодневка, и никакие по-настоящему грязные и пыльные места мы не посещали. А в Буряковке, к примеру, без респиратора находиться крайне не рекомендуется, и (вы не поверите!) их там носят и сотрудники, у которых чувство опасности не может не притупиться. И когда лично я эти места посещала - я надевала "тайвек", и считаю, что это было более чем адекватно. Лучше выбросить в дитятках "тайвек", чем лишиться одежды, а в жару в тайвеке прохладнее, чем в закрытой одежде из плотной ткани.
В Припяти и на смотровой эти химкостюмы действительно не нужны, тем более, что в желтый лес вас не пустили (и правильно сделали). Но это вовсе не значит, что их в Зоне не нужно надевать вообще никогда.
babkin_valentin
Apr. 1st, 2012 09:05 am (UTC)
Во всех отчетах памятник фигурирует) А про респираторы - группа во втором автобусе была в них)

А так, я на документальную объективность не претендую - вся информация из открытых и непроверенных источников)
Про 3-ю очередь - в википедии вообще пишут про 88 год. Работы на строительстве велись после аварии - но про полномасштабную стройку нигде не встретил. Я думаю что-нть доделывали или консервировали, пока решение по строительству не будет принято.
fraeulein_daria
Apr. 1st, 2012 12:54 pm (UTC)
А фотографии реально хорошие :)
fraeulein_daria
Apr. 1st, 2012 01:12 pm (UTC)
Ну просто я возле памятника пожарным в марте побывала впервые, а до этого мы неоднократно проезжали не останавливаясь, видела его только из окна автобуса :)

Группа в каком автобусе? Там было помимо нас минимум, две) Ну тоже не факт, что там неадекватность. Мы же не знаем, какой у них был маршрут помимо Припяти. Кстати, скажу по секрету, у меня с собой был респиратор. На всякий случай. Хотя я прекрасно знала, что он вряд ли пригодится.
Вот это - не неадекватность, там это более, чем оправданно:
http://cs10074.userapi.com/u1573339/131865953/y_88681070.jpg
http://cs4378.userapi.com/u5246030/-6/z_69edbfbe.jpg
Ну, и Великий Планка до кучи:
http://cs4365.userapi.com/u5246030/135983028/z_c4f4d538.jpg

А в Припяти и Чернобыле я респиратор чаще всего носила так:
http://cs11000.userapi.com/u55232933/136147969/y_4aaba2c4.jpg
:)))
babkin_valentin
Apr. 1st, 2012 04:59 pm (UTC)
Которая на смотровой у АЭС с нами была. Какой бы у них не был маршрут в одном месте и в одном время пыли у них не больше)
polesov_v_m
Apr. 2nd, 2012 06:05 pm (UTC)
Посмотрел все три части. Отличный репортаж.
babkin_valentin
Apr. 2nd, 2012 06:48 pm (UTC)
Спасибо!
fer_ra_ri
Apr. 3rd, 2012 06:47 pm (UTC)
Ухххх интересно и страшновато не много .
( 10 comments — Leave a comment )